Пятница, 15.12.2017
Преподаватель психологии
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 8
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Некоторые аспекты повышения психологической культуры педагога.
Некоторые аспекты повышения психологической культуры педагога.
В.А. Санников ГОУ СПО «Катайский педагогический техникум». Педагог-психолог.
По мнению И. В. Дубровиной, академика РАО, психологическая культура складывается из двух компонентов - психологических знаний и общей культуры человека. Сейчас в нашем обществе больше востребован первый компонент. В этом контексте вопрос повышения психологической культуры педагога особенно актуален, и надежда в разрешении возлагается на социально-психологическую службу образовательного учреждения, в частности, на педагогов-психологов. При общении с педагогами очень важно дать понять, что труд учителя крайне важен, труден и ценен, а ведь это так и есть. Посредством чего можно повысить психологическую культуру педагога? Психологическая общественность в последнее время активно уделяет внимание этому вопросу. Необходима система формирования психологической культуры.
По этому вопросу можно обозначить несколько направлений: во-первых, формирование психологической грамотности как некоторого минимума психологических знаний и умений, которые обеспечивают более или менее адекватное поведение и социальное взаимодействие в условиях образовательного учреждения. Необходимо активно вовлекать педагогов в знакомство с системой научных психологических знаний о человеке и социальном взаимодействии людей, системой правильных представлений о своем внутреннем психическом мире и личностно-индивидуальных качествах, развивать социальный интеллект, креативность, склонность к социальному творчеству. Во-вторых, формирование психологической компетентности, обеспечивающей эффективность поведения, деятельности или социального взаимодействия с людьми: наблюдательность, внимательность к людям, психологическая проницательность, умение воспринимать самого себя и других людей, прогностические способности, чуткость к людям, развитие эмпатии и умения сопереживать, стремиться к эмоциональной стабильности, отзывчивости, доброжелательности, великодушию, милосердию, чувству собственного достоинства, чувству юмора, умению общаться с разными людьми, правильно воспринимать и передавать информацию.
В итоге следует стремиться формировать зрелую психологическую культуру, как развитый механизм личностной саморегуляции, которая обеспечивает и эффективное, и безопасное, и гуманное взаимодействие с людьми, способность противостоять внешнему давлению, способность подавить отрицательные эмоциональные воздействия и сильные переживания, способность не допускать срывов деятельности при значительных психических и физических нагрузках, самоконтроль, выдержка, настойчивость в утверждении нравственных ценностей и отстаивании нравственных принципов. Здесь необходимы установки и стереотипы культурного поведения, развитые умения и навыки социального взаимодействия, социальная активность, терпимость к людям, вежливость, дипломатичность, добросовестность, внутреннее достоинство, интеллигентность, а также интерес к людям, толерантность, гуманность, порядочность, справедливость, ответственность, нравственность, самоуважение. «Компетенция» становится ключевым понятием не только в образовании, но и в общественной жизни. Сегодня широко используются понятия профессиональной, социальной, экономической, политической и других функциональных компетенций. Однако это ключевое понятие, как правило, употребляется без должного раскрытия его психологической сущности. Если говорить об актуальности и практической значимости такого социально-психологического феномена как психологическая компетентность, а более широко – психологическая культура, то можно привести примеры, когда отсутствие элементарной психологической грамотности выступает главной причиной возникающих проблем, трудностей или конфликтов в социальном взаимодействии людей. Можно привести факты, когда отсутствие психологической компетентности или психологической культуры приводит к возникновению стрессов, болезненных состояний, кризисов и даже катастроф в жизни и деятельности как отдельных людей, так и жизнедеятельности общества в целом. Особое значение приобретает психологическая культура в условиях усиления межэтнической, межнациональной и международной напряженности, роста враждебности, угрозы терроризма. Источник многообразных человеческих проблем следует искать в характере обучения и воспитания подрастающего поколения. Многие острые и больные проблемы жизни современной молодежи, такие как социальная дезадаптированность, социальная безответственность и агрессивность, наркомания во многом имеют свои корни в психологической безграмотности родителей и семьи. Большинство проблем обусловлены именно психологической некомпетентностью определенной части педагогов, а также традиционной психологической безграмотностью в организации учебно-воспитательного процесса и педагогического взаимодействия. Педагогические подходы часто оказываются неэффективными как для решения задач обучения, так и для воспитания. Сегодня можно говорить о всеобщей психологической безграмотности современного образования. Ситуация усугубляется тем, что в образовательных учреждениях подчас не учат, как понимать себя и другого человека, не учат, как правильно общаться, вести диалог, сотрудничать с другими людьми, осуществлять с ними совместную деятельность. В программах нет места культуре восприятия и культуре умственной деятельности, культуре переживаний и чувств, культуре труда и творчества. Не менее болезненными являются последствия психологической безграмотности и в других сферах: здравоохранении, социальном обслуживании, предпринимательстве, торговле. Ориентация на личность и ее развитие в образовании требует дальнейшего сближения и интеграции педагогики и психологии, а от профессиональных педагогов требуется соответствующий уровень психологической образованности и психологической компетенции. Это также задает необходимость внесения психологической культуры в учебно-воспитательный процесс, в атмосферу любого образовательного учреждения. Профессионально-этическая культура представляет собой систему профессионально-нравственных ценностей, ставших внутренними убеждениями личности. Процесс формирования личности педагога связан с преодолением сложных противоречий, порождающих многочисленные конфликты, поэтому в ходе этого процесса возникает объективная необходимость регулировать взаимоотношения и участников педагогической деятельности. Так возникают требования педагогической морали, часть которых адресована от имени общества учителю, а часть - от имени учительства обществу, ученическому коллективу и родительской общественности. Моральные обязанности учителя сложились исторически, и одним из основных являлось требование быть носителем глубоких и всесторонних знаний. Как в начале прошлого века в России была весьма актуальной задача ликвидации общей безграмотности, так сегодня, в начале 21 века, чрезвычайно актуальной становится задача ликвидации психологической безграмотности в российском обществе. Эта задача является ступенькой к решению более сложной стратегической задачи формирования жизненных компетенций у подрастающего поколения, которую невозможно решить без участия преподавателей, классных руководителей и социально-психологической службы образования. Таким образом, в условиях образования работу по формированию психологической культуры, по повышению психологической грамотности, профессиональной этики, компетентности, следует считать важнейшей задачей образовательных учреждений.   
Категория: Мои статьи | Добавил: zerkalo (14.11.2010)
Просмотров: 3741 | Теги: психология, культуры, некоторые, аспекты, педагога, психологической
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz